Тема: Категории эстетики: возвышенное и низменное

Это объективное эстетическое свойство, которое оказывает влияние на жизнь целых народов или всего человечества. Факты и события, относящиеся к порядку возвышенного как чрезмерного и беспредельного, вызывают в нас чувство восхищения, восторга, радости. Бесконечность и вечность мира, мощные внутренние силы природы и человека, безграничные перспективы в освоении природы - все это характеризует различные моменты возвышенного. Возвышенное обнаруживает двойственную природу человека - оно подавляет человека как физическое существо, заставляет осознать свою конечность и ограниченность. Одновременно оно возвышает его как духовное существо, пробуждает в нем сознание нравственного превосходства даже над физически несоизмеримой и подавляющей его природой, так как предполагает преодоление человеком своей тревоги и страха. Как только мощное масштабное явление природы хотя бы опосредованно втягивается в систему общественных отношений, оно становится возвышенным. Полное освоение явления, овладение им изменяет и его эстетические свойства: Возвышенное в обществе - это созданные руками человека гигантские технические сооружения, мощные социальные движения, охватывающие огромные массы людей, грандиозное по результатам творческое созидание. Типичными формами отражения возвышенного в искусстве является грандиозность, масштабность, монументальность.

О природе страха: От проблемы До решения

Динамически возвышенное Динамически возвышенное есть, по Канту, эстетическое суждение, в котором природа рассматривается как сила, но как сила, не действующая на нас насильственным образом Согласно Канту, бывают ситуации, когда мы созерцаем силы природы, угрожающие нам и без- мерно превосходящие нашу способность сопротивления.

Если опасность при этом реальна и если мы сознаем свое полное бессилие и ничтожество своей способности сопротивления, то чувство, порождаемое подобной ситуацией, есть чувство страха.

раскрываются все новые возможности и источники человеческого могущества. Воспринимая возвышенное, мы испытываем восторг, к которому может примешиваться эстетически отрицательная эмоция и даже чувство страха. человека к овладению этими силами природы, лишает их пугающих черт.

Возвышенное Возвышенное Одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и, одновременно, страха, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания. В имплицитной эстетике понятие возвышенного в смысле, близком к эстетическому, появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, приписывавшегося провидцам, поэтам, живописцам; восхождения к божественной идее прекрасного— у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи — высокий, величественный, строгий.

Эти идеи подытожил в сер. Автор трактата подчеркивает, что оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою. Эстетическое сознание в византийско-православ-ном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории, как образ, икона, символ, знак, выполняющие, прежде всего, анагогическую возводительную , то есть духовно-возвышающую функцию, а прекрасное было осмыслено как символ божественной Красоты и путь к Богу.

Искусство и эстетическая сфера в Византии и средневековых православных странах фактически функционировали в модусе возвышенного. В эксплицитной эстетике систематическое осмысление возвышенного начинается с трактата Э. Бёрк утверждает, что прекрасное и возвышенное имеют противоположные природы. Если прекрасное основывается на чувстве удовольствия, то возвышенное — неудовольствия. Отсюда объекты, их вызывающие, также во всем противоположны.

Превосходя эстетическую меру, присущую прекрасном, они разворачивают отношение в бесконечность перспективы. Отношение к возвышенным явлений имеет двойственный характер. С одной стороны, это преклонение и уважение, с другой - страх перед несоизмеримостью качеств предмета отношение и возможностей его постижения субъектом восприятия. Объективным источником величественного есть необычные, несоизмеримы с возможностями человека проявления природы:

Возвы шенное — одна из центральных категорий эстетики, характеризующая Оно вызывает изумление, связанное с благоговением и/ или страхом. таких как Гомер, но и на библейские источники, например Книгу Бытия. чувств к красоте природы как «delight that is consistent with reason» (англ.

Поиск по произведению Эдмунд Бёрк — вошел в историю общественной мысли не только как эстетик. У себя на родине он более известен как политический деятель и публицист. Названная книга представляла собой памфлет, направленный про- тив буржуазной революции во Франции, начавшейся в г. Бёрк вы- ступал в книге как идеолог наиболее консервативной части английской буржуазии, как выразитель интересов правящих кругов, готовившихся развязать войну против страны, поднявшейся на борьбу с абсолютизмом и феодальными порядками.

Отрицая право народа на революцию, Бёрк выступал в защиту монархии, доказывал необходимость сохранения су- ществующих политических учреждений. Однако передовая философская мысль помнит и чтит Бёрка именно как эстетика, как автора яркого, оригинального сочинения, в котором эстетические проблемы и категории освещались с позиций материализма и сенсуализма, творчески разрабатывались в духе идей вропейского Просвещения.

. С рез- кой критикой книги Бёрка выступили представители демократической обществен- ности, в частности английский философ-материалист Дж. Пристли н американский революционный мыслитель Т. В начале г.

Возвышенное в искусстве

Что же касается динамически возвышенного, то оно, по теории Канта, приписывается природе не как величине, а как силе. Существенным признаком сил природы, рассматриваемых как возвышенные, является их способность внушать страх. Но одного этого условия еще недостаточно. Более того, кто действительно боится, тот вообще не может судить о природе эстетически, так как это или соответствует, или противоречит интересам людей.

В природе по определению Соловьева прекрасное есть просветление утончение Ф. Шиллер анализируя чувство возвышенного выделил три . причем источником катарсиса здесь будет не страх и сострадание, а смех.

Но чувство возвышенного не только связано с нравственным самосознанием. Через эту связь оно соединяет человека со с ве рх чу вс тв ен ны м миром. Именно этот ход мыслей сделал философию Канта исходной в развитии философии немецкого объективного идеализма. Из своей характеристики возвышенного Кант вывел м од ал ьн ос тьсуждения о возвышенном. Оно имеет свою основу в самой человеческой природе: Однако между вкусом и чувством возвышенного есть различие.

Какова природа страха?

Однако они обобщали, скорее, опыт восприятия явлений природы, чем поступки и действия человека в процессах его взаимодействия с миром. Природа представала перед человеком, как нечто несоизмеримое с его силами и возможностями. Поэтому за возвышенным и низменным с самого начала закреплялась функция количественных отношений с идеалом в эстетическом восприятии, чувствах, вкусах, сознании, в отличие от прекрасного и безобразного, обобщавшими качественные отношения реальности с идеалом в пределах меры и человеческой соразмерности.

Исходным материалом является трактовка трепета как изнанки страха, которая это страхом, это уже трепетное отношение к природе и окружающему миру. При этом важно отличать чувство нуминозного от чувства возвышенного, . В поисках источника возникновения чувства священного трепета мы.

Возвышенное отражает внутреннюю значительность, величие предметов и явлений, превышающих обычно человеческое представление. В истории эстетической мысли возвышенному давалось множество определений. Оно характеризовалось как нечто ни с чем не сравнимое, уникальное, исключительное. Иногда оно приравнивалось к ужасному, подавляющему волю человека. Нередко возвышенное рассматривалось как проявление божественной воли. Существовало мнение о том, что возвышенное вызывает в человеке восторг, смешанный с чувством страха, зависит от состояния человека, круга его интересов.

Изначально в античности возвышенное рассматривалось только как риторический прием. Псевдо-Лонгин сохранил трактовку возвышенного как стилистического понятия, одновременно расширив его содержание до значения эстетической категории. Все лучшее в литературе он относит к сфере возвышенного. Псевдо-Лонгин отмечает духовные источники возвышенного: В соответствии с изменившимися мировоззренческими представлениями несколько иной поворот в интерпретации возвышенного мы втречаем в средневековом христианском искусстве, где представление о возвышенном связано с особым характером взаимоотношения человека с Богом.

Возвышенное

Возвышенное возвышенное —одна из главных категорий классической эстетики, характеризующая комплекс неутилитарных взаимоотношений субъекта и объекта, как правило, созерцательного характера, в результате которых субъект испытывает сложное чувство восхищения, восторга, благоговения и одновременно страхе, ужаса, священного трепета перед объектом, превосходящим возможности его восприятия и понимания. В имплицитной эстетике см. Эстетика понятие возвышенного появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, которое приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или восхождения к божественной идее прекрасного—у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи—высокий, величественный, строгий.

Эти идеи подытожил в сер. Оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою.

Автор: Бычков Виктор, Возвышенное в эксплицитной эстетике страх). Все, что возбуждает ужас в человеке, может, по Бёрку, быть источником возвышенного. «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» и в «Критике Если понятие прекрасного в природе зависит прежде всего от формы.

Эстетическое — системообразующая метакатегория эстетики 2. Проблема прекрасного в эстетике. Прекрасное и безобразное 3. Эстетическое прекрасное в истории эстетики, прекрасное и польза, прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое в жизни и искусстве, катарсис, природа комического, юмор, сатира, сарказм, остроумие, гротеск, парадокс. В эстетике есть категория, которая выступает как метакатегория науки — это категория эстетического. Система эстетических категорий, предложенная Е.

Яковлевым выглядит следующим образом: Система эстетических категорий, предложенная Ю. Боревым, включает в себя следующие типы:

Возвышенное и его место в системе эстетических категорий

Как и где зарождается страх? Что происходит с нашей психикой, когда мы чего-либо боимся? Если у вас есть какой-то страх, то задайте себе магический вопрос: Как я узнаю о своём страхе?

Таким образом, возвышенное внушает страх и почитание, с большей силой таких как Гомер, но также на библейские источники, такие как Бытие. . Полное чувство возвышенности – Преодоление турбулентной природы.

В имплицитной эстетике см. Эстетика понятие возвышенного появилось в греческой античности в связи с понятием энтузиазма божественного воодушевления, которое приписывалось провидцам, поэтам, живописцам, или восхождения к божественной идее прекрасного—у платоников , а также в риториках, где оно означало один из стилей речи—высокий, величественный, строгий. Эти идеи подытожил в сер. Оратор для достижения возвышенного должен не только искусно владеть всеми техническими правилами составления фигур и оборотов речи, но и субъективно быть предрасположенным к возвышенным мыслям, суждениям, страстным переживаниям, патетическому настрою.

Эстетическое сознание в византийско-православном ареале было как бы промодулировано феноменом возвышенного, поэтому на первый план в эстетике выдвинулись такие категории, как образ, икона, символ, знак, выполняющие прежде всего анагогическую возводительную , т. Искусство и эстетическая сфера в Византии и средневековых православных странах фактически функционировали в модусе возвышенного. Так, аббат Сен-Дени Суггерий 12 в.

В эксплицитной эстетике систематическое осмысление возвышенного начинается с трактата Э. Берк утверждал, что прекрасное и возвышенное имеют противоположные природы. Если прекрасное основывается на чувстве удовольствия, то возвышенное — на чувстве неудовольствия. Объекты, их вызывающие, также во всем противоположны.

Все, что возбуждает ужас в человеке, может, по Берку, быть источником возвышенного. Идеи английского мыслителя были активно восприняты немецкими философами.

ТЕМА 7. СТРАХ И СТРАДАНИЕ

Найти Возвышенное Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 8 сентября ; проверки требуют 46 правок. Поэтому Возвышенное зачастую сопряжено с чувством недоступности, необъятности.

ла ставки совершаемой работы, переформулировав вопрос о природе . ворку, что это чувство опасности должно претерпеваться таким образом, нического страха, «отодвигает» опасность за пределы нашего обычного ции: источник возвышенного переживания должен быть помещен на не- которое.

Первоначально возвышенное было осмыслено не как эстетическая категория, а как стилистическая фигура риторики. В веке ученик известного греческого ритора Аполлодора Цецилий, родившийся всицилийском городе Калакты, написал сочинение"О возвышенном", где рассматривались специальные правила возвышенного стиля, вопросы техники ораторской речи, классифицировались стилистический фигуры и тропы.

Стилистические принципы ораторского искусства, выдвигавшиеся Цецилием, легко были распространены им на литературу, находившуюся под большим влиянием риторики. Трактат Цецилия не дошел до нас. Судить о нем можно лишь по сохранившимся фрагментам и полемическим замечаниям в сочинениях других авторов. Без имени автора дошел до нас и другой трактат"О возвышенном", являющийся ответом на сочинение Цецилия, впрочем далеко переросший это свое прямое назначение.

Он, очевидно, тоже был написан в веке. Долгое время его приписывали Лонгину, однако, как теперь доказано, ошибочно.

ВОЗВЫШЕННОЕ

И счастлив тот, кто средь волненья Их обретать и ведать мог. Значение таких явлений со всей полнотой может быть раскрыто лишь в ходе жизнедеятельности ряда поколений. Возвышенное в искусстве Возвышенное в искусстве.

Объективным источником величественного есть необычные, несоизмеримы с Возвышенные явления задействуют аффекты в форме страха, ужаса, которую разум производит на чувства, то возвышенным в природе и в нас.

В статье рассматривается эволюция представлений о страхе и тревоге в истории философской мысли. Дана характеристика философским взглядам на страх и тревогу, сложившимся в разные исторические периоды, показана специфика подходов к выявлению сущности страха и тревоги в истории философии, а также в русской и западноевропейской философской мысли. Прослеживается трансформация взглядов на взаимосвязь тревоги и страха.

На основе историко-философского анализа сформулированы ключевые аспекты философского понимания феноменов страха и тревоги — антропологический, онтологический, гносеологический, аксиологический, праксеологический. Сделанные выводы позволяют сформулировать положение, выступающее в качестве теоретико-методологической основы социально-философского, конкретно-социологического изучения страха и тревоги.

. : Не случайно в ХХ веке получили распространение научные теории, предрекающие катастрофический исход человеческой цивилизации. Пугающие перспективы развития мировой цивилизации, глобальные проблемы, природные катаклизмы, неизвестные ранее и неожиданно возникающие вирусы — все это не вносит в жизнь современного человека уверенности в завтрашнем дне. Лучшим подтверждением тому служит глобальный экономический кризис, потрясший основы мировой экономической системы и поколебавший потребительские идеалы современного общества.

Не случайно сегодня не уменьшается интерес к страху и тревоге. Философы, социологи, политологи, психологи продолжают изучать новые стороны этих эмоциональных явлений. Выходят в свет не только научные исследования, но и практические методики преодоления страха и тревоги. В философии изучалась и эволюция воззрений на страх и тревогу.

Индийский йогин и мистик Джагги Васудев рассказывает о природе страха